Положение о проектной деятельности педагогов

Проект

 

УТВЕРЖДЕНО                                                                               решением педагогического совета

от 30.08.2013г. протокол  №1                                                                                директор  МОБУООШ №22

___________  Е.В.Котлова

 

 

Положение

о проектной деятельности педагогов

 

 

I Общие положения

1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Уставом и Программой развития школы.

1.1.Под проектной деятельностью педагогический коллектив школы понимает целенаправленно организованную научно-исследовательскую работу творческих коллективов педагогов по разрешению одной из актуальных проблем (или её аспектов) современной  жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создаётся собственный интеллектуальный продукт в современной электронной форме, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике.

1.2.Типология проектов

1.По доминирующей в проекте деятельности:

 - исследовательские;

 -  поисковые;

 -  творческие;

 -  практико-ориентированные;

 -  ознакомительно-ориентированные;

 -  информационные;

 -  социальные;

 -  комплексные.

2.По предметно-содержательным областям:

 -  монопроекты (в рамках одной предметной области);

 -  межпредметные (в рамках нескольких предметных областей);

 -  надпредметные (включают дисциплины, не входящие в школьную программу).

3.По количеству участников и характеру контактов в проекте:

 -  индивидуальные;

 -  парные;

 -  групповые;

 -  коллективные.

4.По продолжительности выполнения проекта:

 -  краткосрочные;

 -  среднесрочные;

 -  долгосрочные.

2.Цели и задачи проектной деятельности в школе

2.1.Цель – полное и органичное включение проектной деятельности в современный, модернизированный, образовательный процесс, изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнёрство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом, создание модели интегративной связи между

самообразованием и общим образованием, формирование таким путём ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества, воспитание активного, ответственного гражданина и творческого созидателя.

2.2.Задачи, решаемые в ходе проектирования:

 формирование

 - умения достигать поставленной цели;

 - умения оформлять результаты проектной деятельности в виде продукта;

- ключевых компетентностей учащихся;

 -социальной компетентности – способности действовать в социуме с учётом позиций других людей;

 -коммуникативной компетентности – способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;

 -организаторской компетентности – способности освоения управленческой позиции;

 -исследовательской компетентности – способности собирать, анализировать и презентировать материал;

 - повышение мотивации учащихся к процессу обучения;

 - введение в учебный процесс новых форм учебной деятельности и оценивания;

 - выявление интересов и склонностей обучающихся, формирование практического опыта в различных сферах познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на профессиональный образ будущего.

II Организация проектной деятельности

1.Организационные аспекты

       Тема проектной работы выбирается творческой группой педагогов совместно с руководителем самостоятельно, в процессе общего обсуждения, но в рамках направлений, предложенных для разработки в текущем учебном году. Творческой группой может быть предложена своя тема проектной работы, не совпадающая с исследовательскими направлениями года. В этом случае необходимо представить её обоснование и получить утверждение своей темы. С момента утверждения директором школы перечня проектных работ, принятых к разработке в текущем учебном году (сентябрь), творческая группа и её руководитель несут ответственность за выполнение проектной работы.

       В процессе реализации проектов члены творческой группы

осуществляют:

 - разработку идеи проекта;

 - распределение ролей, функций, задач в группе;

 - сбор информации с помощью различных источников, обработку, систематизацию, отбор содержания, оформление результатов в виде продукта проектной деятельности.

       Для более чёткого руководства проектной деятельностью в школе необходим периодический контроль за работой: план экспериментальной деятельности учителя на год, отчёт руководителей и авторов проектов – на заседаниях МО.

2. Требования к содержанию проектной работы:

       Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем (или одному из аспектов) любой сферы жизни современного мирового сообщества – научной, культурной, политической, правовой, социальной, общественной.

       Проект должен представлять серьёзную  исследовательскую – индивидуальную или

коллективную – работу современного научного уровня.

       В проектной работе желательно представить  самостоятельное научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, её оригинальное, авторское толкование и решение, чёткую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат серьёзного научного поиска и обобщения.

        Проект должен иметь практическую направленность, востребованность и возможность применения в той или иной сфере (определённой проблемой и её решением) человеческой деятельности.

3. Структура содержания проектной работы:

1.Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования.

2.Далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

3.При формулировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать». Последний глагол следует употреблять в том случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение, например, видеофильм, действующая модель или макет чего- либо, компьютерная программа и т.п. Оптимальное их количество – три-пять.

4.Задачи исследования, то есть те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие, как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование и др., так и специальные методы.

5.Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

6.В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы.

7.Причём результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью.

8.Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано... (обосновано..., разработано...)».

4.Требования к оформлению проектной работы:

       Проектная работа, представляемая к защите, обязательно должна быть оформлена в электронном виде, жанровую форму которого выбирает творческая группа, - презентация, сайт, цифровой фильм и т.п.

       Проектная работа должна содержать:

1)оглавление (содержание) – перечисление разделов и глав исследования,

2)определение цели и задач исследования,

3)различного вида справочный аппарат,

4)ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации,

5)указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов.

       Проектная работа рассчитана на просмотр, поэтому информационный материал в ней должен быть подан ярко, занимательно, доступно, но без ущерба для научно-исследовательского уровня.

       Внешнее оформление – по установленному образцу: диск – с рекламной наклейкой и информацией о проекте и школе.

5. Защита проектной работы.

       Публичная  защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой – представляет работу).

        Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.

        Время для выступления 5 – 10 минут.

        Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:

1)обоснование выбранной темы – актуальность её и степень исследованности;

2)определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3)краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами на ключевых положениях и выводах;

4)представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы, научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);

5)обязательное определение степени самостоятельности в разработке и решении поставленных проблем;

6)рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.

       После завершения своего выступления участники творческой проектной группы, представлявшие работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.

       В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки и т.д.).

       Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.

       Публичная защита проекта завершается обязательным предоставлением жюри одного экземпляра проекта, оформленного полностью.

6.Организация рабочего процесса (в течение учебного года). Этапы работы над проектом.

1)Определение цели и задач проектного движения на текущий учебный год, знакомство с направлениями проектной деятельности. Издание ежегодного приказа по школе (основанного на настоящем Положении) об организации и проведении проектной работы в учебном году.

2)Планирование работы, обсуждение возможных вариантов проектов, заседания МО, обсуждение в ученических коллективах.

3)Сбор и систематизация информации.

4)Проведение предварительной защиты

5)Подготовка продукта проектной деятельности. Оформление результатов.

6)Организация и проведение защиты проектных работ. Внутришкольный конкурс проектов по различным направлениям и номинациям

7)Подготовка и оформление проектов, выдвинутых для участия во внешкольных мероприятиях.

8)Подготовка демоверсии к защите проекта, оформление сопроводительных документов.

9) Подведение итогов года. Общешкольная конференция.

10)Подготовка материалов к публикации, распространение накопленного опыта, различные формы презентации проектов за пределами ОУ.

11)Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции проектных работ

Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции проектных работ

1)Научно-практическая конференция проектных работ учителей  проводится в школе ежегодно и является отчётным смотром результатов проектной деятельности в образовательном процессе школы.

2)Работа конференции организуется по направлениям и номинациям, определённым в начале учебного года. Её организация и проведение регламентируются настоящим Положением и локальным ежегодным документом, создаваемым на основе данного Положения и утверждённым директором школы.

3)На конференцию подаются работы, выполненные в школе в текущем учебном году, рекомендованные предметными кафедрами, прошедшие предварительную экспертизу в экспертной группе и получившие положительные отзывы на всех предварительных этапах.

       В конференции могут участвовать проектные работы прошлых лет (условия и уровень участия определяются оргкомитетом).

4)Порядок представления и защиты проекта на конференции определён настоящим Положением и может корректироваться оргкомитетом конференции в зависимости от требований, выдвигаемых внешкольными конкурсами проектов текущего года.

5)Организация и проведение конференции возлагаются на оргкомитет в составе представителей методического совета, администрации, Ученического совета и Совета школы.

Формы и продолжительность работы конференции, состав участников и состав жюри конкурса утверждаются директором школы.

6)В рамках конференции проходит конкурс проектных работ, а также отборочный этап для участия проектов-победителей в дальнейших конкурсных мероприятиях окружного, городского, регионального уровней.

       По результатам внутришкольного конкурса объявляются его победители и призёры и проходит их награждение.

7)В состав жюри конкурса (конференции) входят: представители педагогического коллектива школы (зам.дир по УВР ВР, руководители предметных кафедр),  учащиеся – победители конкурсов проектных работ прошлых лет (не участвующие в текущей конференции как конкурсанты), члены родительского актива; приглашённые специалисты.

       Состав жюри утверждается приказом директора школы. По решению оргкомитета, в работе конкурса может принять участие зрительское жюри.

8)Награды победителям внутришкольного конкурса определяются оргкомитетом конференции совместно с администрацией, Советом  школы.

9)По итогам ежегодной конференции и внтришкольного конкурса проектов в школе формируется медиатека. Методический совет при директоре утверждает рекомендации по сфере использования вновь поступивших в медиатеку проектов, а также решает вопросы пропаганды этих работ в профессиональном и ученическом сообществах.

10)Оргкомитет школьной конференции и конкурса совместно с руководством школы могут рассмотреть вопрос об участии в конференции и конкурсе на конкурсной (внеконкурсной) основе работы, выполненных в других ОУ.

Участие выполненных в школе проектов в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня

1)Проектные работы представляются к участию во внешкольных конкурсных мероприятиях по решению жюри школьного конкурса (конференции), если имеют предварительную положительную оценку экспертной  группы.

2)Во внешкольных мероприятиях могут участвовать работы прошлых лет, вошедшие в фонд школьной медиатеки. Решение об этом, принятое экспертной группой, утверждается на методическом совете при директоре школы.

3)Одна и та же работа из медиатеки может участвовать в нескольких внешкольных мероприятиях.

4)Подготовка проекта к участию в конкурсе внешкольного уровня проводится авторами работы совместно с экспертной группой.

5)Результаты участия школы в проектных мероприятиях внешкольного уровня строго учитываются представляются к отчёту и широкой пропаганде.

III. Моральное и материальное поощрение участников проектной деятельности

1.Авторы и руководители проектных работ – призёров ежегодной общешкольной конференции-конкурса награждаются грамотами или дипломами образца, устанавливаемого группой подготовки конференции.

2.Вид и размер материального поощрения, возможно сопровождающего награды, определённые в пункте 1, устанавливает директор школы в случае имеющегося в его распоряжении к данному моменту фонда материальных и денежных средств.

3.Авторы проектных работ, занявших призовые места на внешкольных конкурсах, кроме наград, полученных на этих конкурсах, могут быть поощрены и в школе – по решению её администрации и в форме, определённой этим же решением

Рейтинг@Mail.ru