Положение об организации внеурочной деятельности учащихся третьего уровня общего образования

УТВЕРЖДЕНО                                                                               решением педагогического совета

от 30.08.2013г. протокол  №1                                                                                директор  МОБУООШ №22

___________  Е.В.Котлова

Положение об организации внеурочной деятельности учащихся третьего уровня общего образования

 

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со статьей 75 Федерального  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ, с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО),  письмом департамента образования и науки Краснодарского края «О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО» от 25.01.2012г. № 47-786/12-14, письмом департамента образования и науки Краснодарского края «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования» от 27.09.2012г.№ 47- 14800/12-14.

1.2. Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся третьего уровня общего образования, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в образовательной организации, отличная от урочной системы обучения и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.3. Внеурочная деятельность должна быть организована с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и  направлена на реализацию индивидуальных интересов и потребностей обучающихся.

1.4. В настоящее положение можно вносить изменения и дополнения решением педагогического совета образовательной организации.

 

2. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности

 

2.1. Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

2.2.   Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация. Предусмотрены такие формы, как:  кружки, факультативы, конференции, художественные студии, мастерские,  театры, ансамбли, спортивные клубы и секции, интеллектуальные клубы, юношеские организации, краеведческая работа, экскурсии, научно-практические конференции,  школьные научные общества, конкурсы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения, круглые столы и другие. Право выбора форм предоставляется педагогам и обучающимся.

2.3.Образовательная организации самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по следующим основаниям:

         а) по месту проведения:

 - в классе с переменным составом;

 - в классе группами;

 - в классе индивидуально;

 - на базе образовательных организаций дополнительного образования;

         б) по времени:

 - в субботу (при 5-дневной учебной неделе);

 - во второй половине дня;

 - в первой половине дня для обучающихся во второй смене;

 - во время каникул;

           в) по форме реализации направлений внеурочной деятельности:

 -    в форме еженедельных занятий;

 - в форме интенсивов (например, сборы, слеты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и другое);

 - в комбинированной форме: еженедельные занятия и интенсивы.

        На проведение одного интенсива в один день должно быть отведено не более шести часов. Исключение могут составить такие формы как многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции. В этом случае на одну календарную дату может приходиться до восьми часов.

  2.4. Внеурочная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в образовательной организации. Внеурочная деятельность может быть:

 - учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;

 - внеучебной – направленной на социализацию обучающихся, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование здорового образа жизни во внеучебное время.

2.5. Внеурочные занятия могут проходить как в учебном кабинете

(библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах или в иных учебных помещениях), так и проходить в форме выездных занятий (экскурсии, походы, культпоходы, экспедиции, практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях), полевые практики и другое. 

           

3. Организация внеурочной деятельности

 

3.1.В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации используется  план внеурочной деятельности, который разрабатывается самостоятельно образовательной организацией  и утверждается на педагогическом совете образовательной организации.

3.2.План внеурочной деятельности - нормативный документ образовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности.

3.3. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности,  для ее реализации в  качестве базовой может быть использована организационная модель, которая включает следующие компоненты:

- учебный план образовательной организации в части, формируемой участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, факультативы, школьные научные общества, учебные научные исследования, объединения профессиональной направленности, учебные  курсы по выбору, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы образовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы организаций дополнительного образования детей, а также организаций культуры и спорта;

-  классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей педагогических работников;

Данная  модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с организациями дополнительного образования детей.

3.4. При разработке модели организации внеурочной деятельности  рекомендуется соблюдать следующие принципы:

 - принцип учета потребностей обучающихся и их родителей;

 - принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы на третьем уровне общего образования;

 - принцип  разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждом уровне всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах.

 - принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательной организации;

 - принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в план внеурочной деятельности образовательной организации курсов, отражающих специфику Краснодарского края (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер,  физической культуры и спорта, пограничное расположение региона,  комфортные климатические условия);

 - принцип взаимодействия с организациями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или организаций культуры и спорта;

 - принцип  оптимального использования учебного  и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.  Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности;

 - принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.

3.5. Внеурочная деятельность осуществляется по  программам внеурочной деятельности, утвержденным педагогическим советом образовательной организации.

3.6. Образовательная организация  обеспечивает реализацию на каждом уровне общего образования всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. При составлении плана внеурочной деятельности для классов  третьего уровня общего образования рекомендуется включать не менее трех направлений на одну параллель классов.

3.7. В соответствии с планом внеурочной деятельности в образовательной организации составляется расписание внеурочной деятельности.

Занятия интенсивными блоками в расписании планируются независимо от дней недели на весь учебный год, включая каникулярное время и выходные дни.

3.8. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяет самостоятельно образовательной организацией.

  3.9. Занятия по внеурочной деятельности могут проводить учителя, педагоги дополнительного образования и иные педагогические работники (педагоги-организаторы, социальный педагог, педагог-психолог), специалисты системы дополнительного образования или организаций культуры и спорта.

3.10. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется в журнале учета внеурочной деятельности. Содержание записей в журнале учета должно соответствовать содержанию программы и календарно – тематическому планированию внеурочной деятельности.

 

4. Учёт внеурочных достижений обучающихся

 

4.1. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

 4.2. Основными целями составления портфолио являются:

 - развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;

- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками;

 - переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся. 

4.3. Основными задачами составления портфолио являются:

 - систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;

 - создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

 4.4. Портфолио может иметь следующую структуру:

I раздел «Мой портрет» (информация о владельце);

II раздел «Портфолио документов» (дипломы, грамоты, результаты тестирования) по разным направлениям, например:

- конкурсы, спортивные соревнования;

- олимпиады;

- научно-исследовательская деятельность;  

- общественно-культурная деятельность.

Структуру определяет образовательная организация.

 

5. Финансирование внеурочной деятельности.

 

5.1. Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, осуществляется в соответствии с нормативными финансовыми документами.

Рейтинг@Mail.ru