Тренинг «Курить или не курить?»

Задачи тренинга:

1. Показать причины и последствия курения;

2. Выработать критическое отношение к курению;

3. Привить навык отказа от сигареты.

Необходимый материал:

1. Колпачок от фломастера (или любой маленький предмет, который можно спрятать) для упражнения «Незаметный предмет»;

2. Приложение (распечатать, если нужно ведущему);

3. Ручки для каждого;

4. Листы ватмана;

5. Банка с окурками в воде (см. упр. «Банка с окурками»);

6. Карточки: 11000 рублей, 33000 рублей, 55000 рублей, 110000 рублей – для

упражнения «Купи мечту».

План занятия

План занятия

Время

Примечания

Приветствие

5 мин

 

Блок «Вспомним все»

Что было на предыдущем занятии?

5 мин

 

Основная часть занятия

Введение в тему

5 мин

 

Упражнение «Незаметный предмет»

15 мин

Колпачок от фломастера

Дискуссия «Почему люди курят?»

10 мин

 

Упражнение «ЗА и ПРОТИВ»

15 мин

 

Показательное упражнение «Банка с окурками»

5 мин

Банка с окурками.

Перерыв

Упражнение «Купи мечту»

10 мин

Карточки: 11000 рублей,33000 рублей, 55000 рублей, 110000 рублей.

Дискуссия «Как бросить курить и не начать заново»

15 мин

Можно раздать памятку желающим участникам.

Рефлексия всего занятия

Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

5-10 мин

 

Итоговый вывод

Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

 

- Здравствуйте! Приятно вновь видеть вас здесь! Как прошла неделя? Какие новые впечатления появились?

Участники в свободном порядке высказываются.

-А сейчас давайте поделимся чувствами, которые каждый из вас испытывает здесь и сейчас.

Участники по кругу высказываются о том, что они чувствуют в данный момент. Если кто-то не может назвать чувство, ведущему следует спросить: «Что ты чувствуешь по поводу того, что не можешь назвать чувство?». А если участник настаивает, что ничего не чувствует, ведущий говорит: «Значит, ты чувствуешь, что ничего не чувствуешь». В любом случае какое-либо чувство должно быть названо.

Блок «Вспомним все»

Введение в тему

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «Курить или не курить?». Знаете такой детский анекдот? Орел спрашивает у воробья:

— Ты чего такой маленький?

— Курил…

Мы-то с вами, конечно, все орлы, но давайте ответим на один вопрос. Только попрошу честного ответа (помните, что все, что происходит на наших занятиях, остается между нами):

ü Кто из вас курит?

ü А кто пробовал?

Спасибо за ответы. Все ваши мнения и позиции (и тех, кто курит, и тех, кто нет) будут на нашем занятии очень полезны.

Интересно, почему люди начинают курить, что их к этому побуждает? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Незаметный предмет»

Пояснение: Упражнение позволяет участникам понять, что чаще всего заставляет подростков начать курить.

Для этого упражнения необходим какой-нибудь предмет, например, колпачок от фломастера или кольцо, но лучше колпачок – из-за сходства с сигаретой.

Инструкция: Сейчас вы все выйдете за дверь, а я спрячу вот этот колпачок от фломастера (показывает всем колпачок), точнее говоря, не спрячу, а положу на какое-нибудь видное место так, чтобы вы могли его увидеть, ничего не поднимая, не открывая, никуда специально не заглядывая. Иными словами, он будет лежать на каком-то видном месте, однако сразу не будет заметен, т.к. это небольшой предмет. Вашей задачей будет найти этот колпачок: увидеть, но не брать (!) и тихо, никому не говоря, что вы его нашли, немного запутав следы, сесть в круг. Если вы сели в круг – это означает, что вы знаете, где лежит колпачок. Я буду подходить к сидящим в кругу, чтобы уточнить, действительно ли они нашли колпачок. А все остальные будут продолжать искать колпачок. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не будут сидеть в кругу, а значит, знать, где лежит колпачок.

Далее спрятать предмет может и кто-то из участников.

Комментарий: Подростки обычно с азартом играют в эту игру. Однако задача ведущего – сделать правильные выводы после упражнения. Первое, на что должен обратить внимание ведущий: упражнение от начала до конца должно быть проведено правильно. Если кто-то, кто первым найдет колпачок, закричит: «Вот же он!», то вам необходимо начать игру заново и еще раз  обратить внимание ребят на инструкции.

Если упражнение проведено правильно, то чем больше участников уже будет сидеть в кругу, тем больше остальным, которые еще ищут предмет, будет хотеться его найти. Особенно сильный дискомфорт будет испытывать последний человек. Вы можете подсказать, указав, на какой половине или четверти комнаты спрятан предмет, но не больше. Помните: те чувства, которые он испытывает, очень важны для анализа упражнения.

Анализ упражнения: Начнем наше обсуждение с простых вопросов:

ü Как вы искали?

ü На что ориентировались в поиске?

üЧто чувствовали, когда находили предмет?

ü А что испытывали, когда долго его не могли найти?

Послушайте ребят, пусть все выскажутся и ответят на ваши вопросы. Во время высказываний обратите внимание на несколько моментов. Этим можно подвести итог упражнению:

1.     Попросите всех: Поднимите руку те, кто хотел, как можно быстрее отыскать предмет. Скорее всего, таких будет заметное большинство или даже все. Если нет, можно спросить: Неужели вы не хотели как можно скорее найти колпачок, чтобы побыстрее оказаться в кругу?

Обратитесь к каждому, кто не поднял руку, персонально: То есть ты, Маша, стремилась не найти предмет, поэтому ты ходила и искала его? Количество ребят, поднявших руку, возрастет.

         На самом деле, выполняя это упражнение, все хотят найти предмет как можно быстрее: это позволяет нам почувствовать свою успешность, превосходство над другими. Или хотя бы не оказаться позади всех. Точно так же, начиная пробовать сигареты, мы стремимся быть продвинутыми, взрослыми, казаться интересными и успешными. К сожалению, курение – это легкий, да к тому же обманчивый способ достичь всего этого. Кому хочется прикладывать усилия, чтобы действительно быть интересным? А скажите, какие люди кажутся вам интересными? Послушайте ответы, поблагодарите, скажите: «Да, и мне такие люди интересны», а потом подведете ненавязчивый итог: «Видите, оказывается, не обязательно курить, чтобы быть интересным и взрослым».

 

2. Обратите внимание участников на чувства людей, которые оставались искать колпачок, когда все уже сидели в кругу (на чувства последних и предпоследних ищущих). Скажите: Когда остаешься последним, очень хочется поскорее присоединиться к большинству, так как чувствуешь, что отличаешься от всех, чувствуешь, что ты не такой, как все. Это угнетает. Человек начинает защищаться. Выслушайте высказывания участников.

Давайте проведем аналогию с курением. Когда большинство твоих друзей курит, тебе хочется быть с ними, так как они часто уходят покурить и поговорить, а ты как бы одинок. Очень похожие ощущения. Мы поддаемся чувству стадности, начинаем курить тоже. А чтобы не поддаться этому чувству и не присоединиться к толпе, не начать курить, надо быть самодостаточной личностью, индивидуальностью, что, безусловно, трудно. Некоторые мои знакомые ходили с курящими на перекур, но не курили, хотя это тоже курение, только пассивное. Другие знакомые находили время и место пообщаться со своими друзьями, чтобы не попадать в такую ситуацию, например, когда в компании есть и некурящие люди. Можно общаться один на один, тогда и курящий друг будет курить реже.

А вообще, многие начинают курить именно для того, чтобы не быть белой вороной. Можно бояться стать белой вороной, а можно повернуть ситуацию с точностью до наоборот, как в анекдоте:

Появилась белая ворона в стае.

Ее спрашивают:

— Ты что такая белая?

— Не белая, а платиновая блондинка!

Теперь в стае есть одна черная ворона.

 

3. И последнее, что хотелось бы сказать по поводу этого упражнения: оно учит быть внимательным, учит наблюдать и смотреть на вещи под необычным углом зрения. Это качество очень полезно по жизни. Умение наблюдать за собой, понимать себя, умение наблюдать за другими позволяет нам избежать многих проблемных ситуаций. Например, заметить, что вокруг нас не дружеская компания, а, наоборот, угрожающая нам, чтобы вовремя «сделать ноги», защитив тем самым свою

жизнь и здоровье.

 

Д и с к у с с и я «Почему люди курят?»

 

В предыдущем упражнении мы начали говорить о причинах курения. Давайте продолжим. У меня вопрос к тем, кто курит сейчас и кто пробовал курить:

- Что побудило вас к этому?

Участники высказываются. Поблагодарите их за мнения.

Запишите причины на доске и дополняете список, если что-то не было названо:

ü Хотелось почувствовать себя взрослым.

ü Друзья курили.

ü Это модно.

ü Хотелось привлечь к себе внимание.

ü Чтобы снять стресс.

ü Интересно было попробовать.

ü Закурил после того, как выпил.

ü Просто так.

Завершите обсуждение следующим основным выводом:

Курение – это наркотик, но первая сигарета никогда никому не приносила кайфа,   мы себя как бы приучаем к этой вредной привычке и даже испытываем определенные муки. Ведь что интересно? – Идея попробовать сигарету обычно рождается в наших головах самостоятельно. Нас редко кто-то заставляет курить, еще реже берут «на слабо», обычно наши друзья уважают наше некурение, но мы почему-то сами решаем пристраститься к этой привычке. Почему? Просто мы часто не знаем, как достичь своих целей и реализовать свои потребности по-другому, без использования сигареты. Об этом мы еще будем говорить, а пока я предлагаю сделать одно упражнение, чтобы понять, вредно ли курение на самом деле.

 

Упражнение «За и против»

 

Пояснение: Упражнение направлено на формирование негативного отношения к курению. Группа делится на 2 команды. Можно выбрать двух участников, которые по очереди будут набирать себе людей в команды из оставшейся группы. Набирают они по одному человеку («Беру себе в команду Свету», «А я - Мишу», «Я – Андрея», «А я – Настю» и т.д.).

Инструкция: Каждая команда получает по листу ватмана и фломастеры.

Сейчас за 10 минут каждая из команд должна составить свой список.

Одна команда пишет все-все аргументы против курения.

Другая – аргументы ЗА курение. Вы должны выступить как бы в роли адвокатов, защитников курения. Инструкция понятна?

Когда списки будут написаны, каждая команда по очереди представляет их.

Анализ упражнения:

После того, как обе команды выступят, ведущий обращает внимание группы на аргументы ЗА курение и вместе с группой пытается либо превратить их в аргументы ПРОТИВ, либо показать, что не только и не столько курением достигаются эти плюсы, скорее наоборот, что курение – это ложный путь.

Комментарий: Для помощи ведущему ниже представлена таблица аргументов, а также статья в Приложении.

Обсуждение должно проходить ненавязчиво, а ведущий должен оставлять право за каждым участником иметь свое мнение. Однако и в своей позиции он должен быть последовательным и определенным, должен четко формулировать свое мнение («Я не считаю, что курение сейчас модно. Скорее наоборот, сейчас в среде молодых людей, нацеленных на успех в жизни, модно НЕ курить»). Можно искать среди аргументов ПРОТИВ курения те, которые перекрывают аргументы ЗА курение.

 

Таблица аргументов:

 

За курение

Опровержение

Успокаивает

Вам не кажется, что сигарета выполняет роль соски (как в детстве)? Пока она во рту, нам спокойно, но стоит ее потерять, как сразу становится беспокойно. Так и образуется зависимость. Есть другие способы обрести спокойствие: аутотренинг, работа с дыханием и др.

Давно доказано, что курение увеличивает частоту сердечных сокращений и возбуждает нервную систему. Какое же это успокоение? Это раньше считалось, что курение улучшает настроение людей, страдающих депрессией. Недавно ученые доказали, что все как раз наоборот: курение вызывает депрессию.

Модно

Модным курение делает СМИ. Это рекламный ход, уловка, чтобы вы регулярно платили производителям сигарет. Их задача - создать модный бренд, чтобы вы стали зависимыми и покупали у них сигареты.

На самом деле курение не прибавляет человеку привлекательности, а наоборот, отбирает у него притягательную силу. Кому приятно общаться с человеком, у которого желтые зубы, постоянный запах изо рта и кашель? А действие сигарет на потенцию и на тонус всего организма? Скажите, разве сейчас модно быть несексуальным?

Дает ощущение взрослости

С помощью курения можно только показаться взрослым, но не стать им. Взрослый человек – ответственный, самостоятельный и сильный человек. А курение – это слабость и глупость. Поэтому когда родители узнают, что мы курим, они усиливают контроль за нами, им мы не кажемся взрослыми.

При помощи курения мы можем казаться взрослыми только в среде сверстников, да и то только до тех пор, пока не появится более сильный человек, который своими поступками всем покажет, что он  по-настоящему взрослый.

Все курят

Вы хотите быть как все? Это называется эффект стадности. Можно общаться со всеми, но при этом быть индивидуальностью.

 

- Вот так иногда бывает: то, что кажется нам позитивным, может на самом деле таковым не быть. Я практически уверен(а), что если спросить вас, вредно ли курение, вы ответите«да». Так почему же мы себя травим? Многие скажут: а почему я не могу, если хочу? Действительно, вы можете, потому что это ваш организм, и никто не вправе вам указывать. Курить или не курить – решать только вам. Только не забывайте, что рядом с вами может находиться человек, который вовсе не желает вдыхать сигаретный дым, а пассивное курение является едва ли не более опасным, чем активное.

Хочу рассказать вам одну поучительную историю:

В начале 20 века в США компания «Американ Тобакко» обнаружила, что женщины Америки не хотят курить в публичных местах и всячески скрывают свою вредную привычку. Компания обратилась к великому пиарщику США Эдварду Бернейзу, и он придумал вот что: десяток известных модниц Нью-Йорка гордо прошли по Бродвею с дымящимися сигаретами, а журналисты и публика взирали на них с удивлением и восхищением. Бернейз назвал сигареты «факелами свободы» и сделал курение модным. НО! У себя дома отец-основатель пиара эти самые «факелы свободы» от своей жены тщательно прятал!

В этой истории профессиональное и личное отношение к курению абсолютно не совпадают. Как вы думаете, почему? Вывод: моду на курение создали люди. Причина здесь одна – желание заработать. Но смотрите – точно как же, как наркобароны никогда не употребляют наркотиков, так и производители и «раскрутчики» табака, как правило, не курят сами и не позволяют курить своим близким. Они же на нас просто деньги зарабатывают!

Так что вам самим решать курить или не курить. А мы обратимся к фактам. Чтобы понять, что делает табак с нашими легкими, перейдем к следующему упражнению.

 

Показательное упражнение «Банка с окурками»

Для упражнения требуется банка с окурками. Желательно, чтобы банка с окурками до этого постояла сутки и вода в ней стала желтой.

 - Посмотрите на то, что находится в банке.

Ведущий показывает отвратительного вида банку с водой, доверху заполненную окурками.

- Видите эту дрянь? Вот эта гадость находится в лёгких курильщика! Хотите опустить туда руку? А прополоскать этим рот? Ну же! Смелее!

Говорить это следует так, чтобы было понятно, что делать это, естественно, не следует.

- А ведь все это действительно оседает на легких и приводит не к самым лучшим последствиям. Как говорится, капля никотина убивает лошадь, а хомячка вообще разрывает на куски. А какие последствия имеет курение для человека?

Выслушайте участников, поблагодарите за ответы, запишите самые точные на доске.

- Давайте продолжим об этом разговор после следующего упражнения.

 

Упражнение «Купи мечту»

Пояснение: Это упражнение дает возможность подросткам оценить, чего они лишаются или могут лишиться из-за курения. Для этого упражнения необходимо заготовить карточки:

11000 рублей, 33000 рублей, 55000 рублей, 110000 рублей.

Инструкция: - Скажите, у вас есть вещи или предметы, которые вы хотите купить?

Участники говорят «ДА».

- Отлично! Сейчас каждый из вас случайным образом получит карточку с указанием некоторой денежной суммы. Затем я дам вам 5-10 минут, чтобы вы подумали, что вы хотите себе купить на эти деньги. Старайтесь реально оценивать свои покупки, не думайте о том, как приумножить эту сумму, думайте, чтобы вы хотели купить на эти деньги, если бы они появились у вас прямо сейчас. Подумайте, какие у вас есть мечты и желания. Вот вам чистые листы и ручки. А вот – ваши «деньги».

После этого раздайте ребятам по кругу карточки: одному – 11000 рублей, второму – 33000 рублей, третьему – 55000 рублей, четвертому – 110000 рублей, пятому – опять 11000 рублей и т.д.

После того, как все выполнили задание, попросите ребят рассказать о своих покупках согласно их денежной сумме.

Анализ упражнения: После того как все группы выступили, можно произнести:

- Есть все-таки, к чему стремиться. Мечтать не вредно, вредно не мечтать! Вы хотите, чтобы ваша мечта сбылась? (Дождитесь положительных ответов).

- А как вам кажется, как это упражнение связано с курением?

 После этого вопроса участники, скорее всего, сразу догадаются.

Подтвердите их догадки:

- Здесь простая арифметика. Я исходил(а) из того, что пачка сигарет в среднем стоит 30 рублей, и что постоянному курильщику нужна пачка сигарет в день. Умножил(а) на 365 дней и округлил(а). Получилось, что в год курильщик на сигареты тратит 11000 рублей. Потом я посчитал(а) сумму за 3 года, 5 лет и 10 лет. Так получились эти суммы.

- Вот сколько денег! А если бы мы их не тратили, то смогли бы купить все, что вы назвали! Представляете, сколько упущенных возможностей? Или, может быть, у кого-то есть лишние деньги?

После этих слов может организоваться небольшая дискуссия, в которой ведущий должен твердо и уверенно отстаивать точку зрения, что человек, который курит, теряет массу возможностей. Если кто-то из участников будет настаивать, что у него и так «все есть», «подарите» ему афоризм: «Если тебе хватает денег, значит, тебе не хватает воображения».

 

Дискуссия «Как бросить курить и не начать заново?»

- Вообще, одно дело – начинать или не начинать курить, а другое - бросать курить. Давайте поговорим и об этом. «Бросить курить легко, – писал Марк Твен, – я сам это делал сотни раз».

Спросите группу, пробовал ли кто-нибудь из участников или их знакомых бросить курить. Успешно или нет? Какой способ оказался самым эффективным?

- Стратегия «как бросить курить» у каждого своя, здесь нет универсального способа. Все зависит от личности, характера и силы воли.

Некоторые полагают, что основная проблема при бросании – это зависимость от никотина. Но это не совсем так. Основная проблема – это как раз неумение проживать различные знакомые ситуации без сигареты.

Знаете анекдот?

— Чего-то ты плохо выглядишь.

— Да вот, купил недавно таблетки от желания курить...

— Ну и как, желание пропало?

— Как рукой сняло! Курю теперь без всякого желания.

Если вы когда-либо бросали курить на более-менее продолжительный срок, то могли заметить, что вернула вас к курению не постоянная ежесекундная тяга к никотину (как если бы у вас была настоящая ломка наркомана), а какая-то определенная ситуация: стресс, праздник с алкоголем, задушевная беседа у костерка и так далее. Страшно захотелось отреагировать на знакомую ситуацию с помощью знакомого способа – закурить.

Вспомните ответы ребят о том, какой способ бросить курить оказался наиболее эффективным. Затем дополните и обобщите все, что сказали участники, исходя из следующей информации. Можно распечатать этот список и раздать желающим участникам.

Дискуссия «Как

Для того чтобы бросить курить, надо:

·        Принять решение бросить курить;

·        Не впадать в депрессию, и если очень хочется закурить, пробовать воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Начать бросать курить следует не резко, а постепенно уменьшая количество выкуриваемых сигарет в день;

2. Отвлекаться от мысли «Пойду-ка покурю»;

3. Избегать ситуаций, в которых хочется курить (не стоять на балконе, не разговаривать с друзьями на лестничной площадке и т.д.);

4. Попросить при вас не курить;

5. Не считать дни без сигарет;

6. Выбросить или спрятать зажигалки, пепельницы и другие вещи, которые напоминают о курении;

7. Если очень хочется закурить, попробуйте пожевать жевательную резинку, пососать леденцы;

8. Если совсем невмоготу и ничего не помогает, то выкурите одну сигаре-

ту и продолжайте, не упрекая себя, бороться с этой привычкой.

21

- Как мы уже говорили, самое сложное – это не никотиновый голод, а ситуации, провоцирующие курение, особенно когда кто-то еще и предлагает вам сигарету. Если вы сказали «Нет» на вопрос: «Не хочешь закурить?», скорее всего, никто вас заставлять не будет. Поэтому главное – справиться с собой и произнести свое жесткое «НЕТ».

Скажите, когда вам наиболее трудно сказать «НЕТ» предлагающему закурить? В каких ситуациях? Выслушайте ответы ребят.

- Для того чтобы ребята активней предлагали свои варианты ответа, назовите сами несколько таких ситуаций:

1. Вы на вечеринке, немного выпили, решили поболтать с приятелем, которого долго не видели. Он курит. Вам тоже захотелось.

2. Вы пошли в поход с ночевкой. Все собрались вечером у костра. Гитара. Задушевные разговоры. Многие курят. Вам тоже захотелось.

3. Вас бросила девушка/молодой человек. К вам пришел поддержать вас друг/подруга. Вы решили выйти на лестничную площадку поговорить. Он/она предлагают вам закурить.

4. Вы пришли на День рождения к другу. В компании все курящие, и только вы недавно бросили. Ребята решили выйти на балкон - покурить и пообщаться. Чтобы не оставаться одному, вы пошли с ними.

5. После уроков вы вышли на улицу. Ваш приятель закурил. Перед тем, как разойтись по домам, вы решили обсудить трудный завтрашний день. Он предлагает вам закурить вместе с ним.

- Как вы думаете, как легче всего сказать «нет» в этих ситуациях? Кто какие способы знает? Выслушайте ответы ребят, а потом подведите итог (можно кратко записать на доске):

Существует несколько способов сказать «НЕТ»:

1. Решительно сказать «Нет», ничего не объясняя и не аргументируя.

2. Отказаться, используя аргументы, упоминаемые в тренинге.

3. Отшутиться («Нет, не могу, мои легкие уже завещаны Британскому музею»).

4. Отойти в сторону/к группе некурящих до того, как вам предложат закурить или после того, как скажете «нет» («Давай, ты покуришь, а потом продолжим наш разговор, хорошо?»).

5. Перевести разговор на другую тему («Нет, спасибо. Слушай, я давно хотел спросить у тебя…»)

6. Игнорировать (обычно этот способ используется, когда другие не помогли).

Рефлексия всего занятия

- Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? (5-10 мин.).

Если осталось мало времени от занятия и/или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии.

Итоговый вывод:

- Вы самостоятельные люди, и вам решать – курить или не курить. Только вы несете ответственность за свое здоровье! Хорошо, что сегодня многие молодые люди, которые нацелены на успех в своей жизни, считают, что «курение – это отстой!».

Есть масса способов сказать «нет», когда тебе предлагают сигарету, и не уронить свое достоинство. Главное – не бояться! Давайте в трудных ситуациях будем вспоминать классное высказывание: «Ничего страшного, если над тобой смеются... Гораздо хуже, когда над тобой плачут...».

Удачи!

 

 

Рейтинг@Mail.ru