ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1],

Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализациивоспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) школы №.

 

Вместо курсива образовательное учреждение должно указать конкретный опыт, накопленный в процессе воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

 

После двоеточия образовательное учреждение должно указать конкретных партнеров (учреждения культуры, науки, образования, СМИ и т.п.), принимающих участие в реализации воспитательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет ученика школы №22

 

 

 

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

 

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

 

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

 

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

 

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

 

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 

  • любящий свой край и свою Родину;

 

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

 

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

 

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 

 

 

Этот подраздел целесообразно включить в данную программу и желательно уточнить обобщенные характеристики портрета ученика теми специфическими особенностями учащихся начальной школы, которые развиваются под влиянием уклада школьной жизни, образовательной среды и воспитательной деятельности школы.

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

 

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

 

  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

 

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

 

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

 

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

 

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

 

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

 

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

 

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

 

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

 

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

 

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

 

  • уважение к защитникам Родины;

 

  • умение отвечать за свои поступки;

 

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

 

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

 

  • различение хороших и плохих поступков;

 

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

 

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

 

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

 

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

 

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

 

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

 

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

 

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

 

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

 

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

 

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

 

  • элементарные представления об основных профессиях;

 

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

 

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

 

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

 

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

 

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

 

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

 

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

 

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

 

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

 

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

 

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

 

  • первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

 

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

 

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

 

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

 

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

 

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

 

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

 

  • бережное отношение к растениям и животным.

 

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 

  • представления о душевной и физической красоте человека;

 

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

 

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

 

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

 

  • стремление к опрятному внешнему виду;

 

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

  

 

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

 

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

 

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

 

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

 

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

 

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

 

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

 

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

 

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

 

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

 

  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

 

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. 

 

 

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 


 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

 

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

 

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

 

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

 

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

 

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

 

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

  

 

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

 

         Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

 

  • в содержании и построении уроков;

 

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

 

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

 

  • в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;

 

  • в личном  примере ученикам.

 

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

 

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

 

  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

 

  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

 

  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

 

  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

 

  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

 

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующихинструментов.

 

УМК «Школа России»

 

В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

 

Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

 

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

 

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

 

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

 

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

 

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Календарь традиционных школьных дел и праздников

 

 Здесь образовательное учреждение может представить циклограмму событий общенационального календаря, мимо которых не должны пройти школьники; и важные события, которые принято выделять в школе. 

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря; праздник читательских удовольствий.

Октябрь

Праздник осени (Праздник урожая); конкурс чтецов (пушкинские дни в школе); Весёлые старты.

Ноябрь

День народного единства; День здоровья.

Декабрь

Новогодний праздник.

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Февраль

День защитника России. 

Март

Праздник мам; День птиц; Праздник книги; Встречаем весну.

Апрель

Праздник подарков (подарки просто так); Праздник победителей олимпиад.

Май

До свидания, школа; Здравствуй лето!

 

 

 

Социальные проекты

 

В школе реализуются следующие социальные проекты:

 

Если в образовательном учреждении используется данный инструмент, то в данном подразделе программы могут быть представлены краткие описания реализуемых социальных проектов по направлениям воспитания (например, проекты помощи ветеранам, охраны окружающей среды, волонтерства и т.п.). Описание каждого такого проекта может включать  следующие разделы:  название (понятное и взрослым и  детям); ценностные основания, которые воплощены в проекте; основные события и  механизмы реализации проекта; участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что  делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?); результаты проекта, способ оценки результата; способ хранения  информации о проекте. В тексте образовательной программы имеет смысл дать только аннотацию проекта.

Ниже приведены примеры аннотаций  проектов.

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

 

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

 

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

 

 

Средовое проектирование

 

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

 

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

 

  • изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

 

  • осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);

 

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

 

  

Вместо курсива образовательное учреждение должно указать конкретные подпространства школы, способствующие реализации данной программы).

 

  

 

Целевые программы

 

 

Если в образовательном учреждении используется данный инструмент, то в данном подразделе программы могут быть представлены аннотации  реализуемых целевых программ. Ниже приведен пример аннотации одной целевой программы.

 

  

В школе реализуются следующие целевые программы:

 

ПОРТФОЛИО ВЫХОДНОГО ДНЯ – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, музеев, выставок, вернисажей, дворцово-парковых комплексов, зоопарка, океанариума, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводится Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяются лучшие находки, интересные проекты, дела,    высказываются рекомендации для  участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.

 

  

В данном подразделе представлен далеко не полный возможный перечень инструментов реализации программы. Как правило, в каждой школе уже сложился свой опыт воспитательной работы, который и должен быть положен в основу данного подраздела.

  

Изучение культурологических основ традиционных российских религий  является важным вариативным компонентом программ воспитания школьников.  В настоящее время религия выступает в качестве одного из актуальных источников понимания сущности современной культуры. В каждом регионе принят собственный подход к включению религиозно-культурологического компонента в образовательную программу школы; ориентируясь на этот подход школа имеет право разрабатывать соответствующие компоненты программы.

 Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

  

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

 

  • Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

 

  • Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций(например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).

 

  • Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

 

Вместо курсива образовательное учреждение должно указать конкретные примеры взаимодействия школы с родителями в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. 

 

В данном разделе могут быть даны описания конкретных традиционных мероприятий, проводимых школой в сотрудничестве с родителями учащихся. Ниже приведен пример описания такого мероприятия.

 

В школе традиционно в зимние каникулы проводится спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  Праздник организуется в спортивном зале школы, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников. 

 

Школа активно взаимодействие с социальными партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности:

 

Далее образовательное учреждение указывает конкретные учреждения – партнеры и кратко описывает совместную деятельности в целях реализации данной программы.

  

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

  

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

 

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

 

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

 

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

 

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

 

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

 

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

 

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

 

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

 

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 

  • элементарные представления о различных профессиях;

 

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

 

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

 

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

 

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 

  • знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

 

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

 

  • ценностное отношение к природе;

 

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

 

  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

 

  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

 

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

 

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

 

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

 

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

 

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

 

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

 

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

  

Представленные в этом разделе программы ожидаемые результаты согласуются с указанными выше группами задач и направлениями духовно-нравственного воспитания. Если образовательное учреждение вносило коррективы в эти задачи и направления, то необходимо внести коррективы и в ожидаемые результаты.

  

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей. 

 

Здесь образовательному учреждению необходимо указать какими именно методами в реальной практике будут оцениваться результаты реализации данной программы, т.е. привести тексты анкет, опросников, программ наблюдений. Указать временные рамки использования этих методов (как часто? в каком месяце учебного года? после какого года обучения?). Если планируется проведение систематических обсуждений хода и результатов реализации программы (например, на заседаниях малых педагогических советов, методических объединений, совета школы и т.п.), то это также можно указать в данном подразделе программы.

 

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

 

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

 

  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

 

  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

 

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

 



[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

Рейтинг@Mail.ru