ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно  историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

 Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно  популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

 Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно  популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

  

Виды речевой и читательской деятельности

 

Выпускник научится:

 

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
  • понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно  популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы);
  • основные события и устанавливать их последовательность;
  • выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения;
  • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их;
  • составлять простой план;
  • устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;
  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно  познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета),
  • опираясь на текст или собственный опыт.

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
  • отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • высказывать эстетическое и нравственно  этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

 

 

 

Круг детского чтения

 

Выпускник научится:

 

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

 

Литературоведческая пропедевтика

 

Выпускник научится:

 

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два  три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

 

Творческая деятельность

 

Выпускник научится:

 

  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно  следственные связи.

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование – по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос;
  • описание – характеристика героя).


Рейтинг@Mail.ru