Пояснительная записка

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

        (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на

ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся,  на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

     На основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования разработана основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 22 п. Зорька Краснодарского края, имеющего государственную аккредитацию. Разработка программы МОБУООШ № 22 осуществлена самостоятельно с привлечением органов самоуправления -  управляющего совета, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

      Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

         с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой),  имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

         с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

         с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

         жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

         способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

         с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

         с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Учтены также характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

         центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

         развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

      При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учтены существующие разбросы в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

       Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными  возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

       К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

         • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

         • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

        •    предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

      • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

      • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

      • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и

освоения мира;

      • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

      • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении

Образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

      • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

      • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

       Основная образовательная программа МОБУООШ № 22 содержит следующие разделы:

      •     пояснительную записку;

      • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

       •    базисный учебный план образовательного учреждения;

        • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

       •     программы отдельных учебных предметов, курсов;

       •     программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

       •  программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

       •    программу коррекционной работы;

       • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

       Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социо - культурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

        Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность.

         Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

         При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определены Уставом МОБУООШ № 22  и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

                Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами. Разработанная МОБУООШ № 22 основная образовательная программа предусматривает:

       • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

       • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

      • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и проектно - исследовательской деятельности;

      • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

      • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

      • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

      • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

        Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

       • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

      • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

          Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования закреплены в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Рейтинг@Mail.ru